Семантический парадокс говорящего

Суть семантического парадокса говорящего в том, что ответственность за то, будут ли правильно поняты слова, лежат на говорящем. Он должен подбирать слова согласно контексту так, чтобы тот, кто их услышит или прочтет понял именно то, что говорящий хотел сказать. Но воспринимающий слова может находится в ином семантическом контексте, чем об этом предполагает говорящий.

Например, говорящий говорит — этот фрукт похож по вкусу на яблоко, подразумевая, что он сладок и сочен. Потому что недавно говорящий ел именно такие яблоки. Но воспринимающий слова недавно съел очень кислые и твердые яблоки, поэтому он эту реплику понимает не так, что фрукт сладкий и сочный, а что он кислый и твердый.

Говорящий неспособен учесть все разнообразие семантических контекстов в которых может оказаться воспринимающий его слова. Как правило, в ежедневной деятельности такие отклонения контекстов довольно редки, так что это не мешает нашему общению. Но все же они случаются, и тогда ни говорящий, ни воспринимающий даже не догадываются, что вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

Искажения из-за контекста в котором оказался воспринимающий особо часты с письменными сообщениями, а в последнее время довольно часто это явление можно наблюдать в социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *