Каким будет новое образование

Сейчас много разных идей о том, чем должны быть вузы. Одна из популярных идей трактует вузы как некий склад знаний – мол, можно прийти, заказать тех, тех и вот этих знаний нужного сорта, «кладовщики» их взвесят, упакуют и можно будет эти знания забрать с собой и дальше ими пользоваться. Мол, насыпьте мне вот этих знаний полкило и тех вон с верхней полки килограмм – сосед хвалил очень. Но вот беда – образование требует самостоятельных усилий. И важны не только знания, но и навыки. Например, чтобы использовать эти самые полученные знания, нужно уметь это делать. И тут не получится как с купленным телевизором; знания – это «продукт» ведь непростой, тут не выйдет просто штепсель в розетку засунуть и начать по кнопкам дистанционки клацать. А навык не завернёшь в упаковочную бумагу, в нём практиковаться нужно.

Долго практиковаться, чтобы хорошо стало получаться. А производить новые знания? Покупатели телевизора же не ждут, что, забрав свой телевизор со склада, они волшебным образом научатся производить телевизоры самостоятельно. Чтобы научиться производить знания – надо много работать, надо пробовать, совершать ошибки, извлекать из них уроки и снова работать, пока не научишься этому непростому труду. У Витгенштейна есть хорошая фраза: «Своим сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению». Высшее образование не для того, чтобы избавлять от усилий мысли.

Обязательно загляните в новый блог про еду.

Оставьте коммент.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Закажите обратный звонок