Клиент всегда прав?

Знакомая каждому максима «клиент всегда прав», вероятно, у многих ассоциированная с советским общепитом, является скорее моральным императивом, и напрямую не связана с успешными бизнес-стратегиями. Конечно же, клиент не всегда прав, и в веб-разработке исполнитель страдает от этой неправоты весьма ощутимо, может даже более ощутимо, чем коллеги из сферы других услуг.

Клиент может быть некомпетентен, он может быть неграмотен, невежественен, причем, воинствующе невежественен. Это приводит к существенным излишним затратам времени — приходится по 3 раза переделывать работу только потому, что клиент сразу не смог объяснить, что именно ему нужно. Я уже не говорю о чисто эмоциональных убытках. Ведь клиент никогда не признает собственную невежественность, он начнет хамить и винить вас в своих просчетах.

Многие веб-мастера стесняются просто вернуть предоплату и прекратить сотрудничество, не понимая, что в ином случае финансовые убытки будут существенно выше (не говоря уже о тех же эмоциональных). Вы просто не успеете сделать хорошие заказы. А то, что сделаете с нерадивым клиентом вам будет стыдно даже показать в качестве своего порт-фолио.

Мы являемся наследниками не только порочной советского стиля предоставления услуг, но и советского стиля потребления. «Если я плачу деньги, значит я Бог». Эта система, может, кое-как ещё работает там где всегда есть вышестоящее начальство и есть кому пожаловаться в случае предельной несправедливости — в профком, газету, профсоюз, в конце концов. Но это не работает, если каждый сам себе начальник.

Есть ли механизмы отсеивания «нежелательных клиентов»?. Прежде всего — это установка эстетических фильтров на этапе рекламы. Ценовые фильтры тут не работают, не всегда, клиенты готовые заплатить дороже, оказываются более грамотными, продуктивными и желанными.

В веб-разработке успешность разработчика во многом зависит от рекомендаций. Чтобы иметь хороший портфель проектов нужно делать всё вовремя и правильно расставлять приоритеты при реализации проектов, хотя бы даже научиться более точно определять сроки сдачи проектов. И вот тут вас подведут ваши деструктивные клиенты, даже если они заказывают у вас продукт по премиум-цене. Ведь они будут хотеть получить все правки в сайт «здесь и сейчас», а когда речь пойдет о предоставлении материалов со стороны заказчика, тут «простои» могут тянуться днями и неделями. Это обязательно приведет вас к неуправляемому хаосу. Уныние — не лучший мотиватор, и рано или поздно вы спросите себя, хотите ли вы дальше заниматься созданием сайтов.

Конечно, хорошо, если вы веб-разработчик фриланесер. А что делать, если вы наемный работник? Сменить компанию, в которой работаете? Попросить старшего менеджера передать заказ другому?

Одна из «фишек», которые нередко используют в таких случаях матерые веб-разработчики — это перевести всю коммуникацию в электронную почту, чтобы было к чему аппелировать в случае конфликтных ситуаций. Да и сдерживать эмоции в буквах легче, чем в телефонном разговоре. Ведь тут вы можете два-три раза перечитать свой емейл, протестировать его на адевкатность, прежде чем отправить заказчику. При этом можно поставить себе за правило — писать не более одного емейла в сутки. Такой режим деловой переписки является общепринятым, в том числе у таких крупных корпораций как Google и Microsoft.

Однако есть особая каста заказчиков, которые всё хотят делать по телефону. Или даже — при личной встрече, что при нынешнем уровне развития средств коммуникации кажется и вовсе абсурдным. Тут уж вся надежда на ваше самообладание. Можно утешить себя мыслями о том, что цель заказчика — получить готовый сайт, соответствующий его требованиям, а вовсе не издевательство над случайным подопечным. Никакой договор не может вас защитить от банальной человеческой неадекватности, так что придется быть немножечко дипломатом, и закрыв глаза поставить ядовито зелёный шрифт на светло-синий фон, даже если вам будет стыдно за такой дизайн, или же стойко выдержать замечание заказчика о том, что «фиолетовый цвет — это цвет гомосексуалистов» (интересно, с чего бы это, если фиолетовый всегда был цветом власти, к примеру одежда католических епископов фиолетового цвета).

Оставьте коммент.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Закажите обратный звонок