Почему успешному маркетингу нужна метафизика?

За последние десятилетия маркетинг создал и научился удовлетворять сотни, тысячи и даже сотни тысяч потребностей. Всё, предел достигнут. Что же дальше? Тупик? Что же делать тем, кто начинает свой бизнес и пытается отвоевать своё место под солнцем? Один из вариантов — сломать основу потребностей, основу ценностей — верования человека. Маркетинг второй половины XX и первых десятилетий XXI веков строился на ценностях, но они не самодостаточны, они тоже на чём то стоят — на верованиях, на метафизике.

Если в двух словах, то метафизика — это набор верований человека, которые он не может проверить (иначе это уже были бы не верования, а знания). Это варианты однозначных ответов на неоднозначные вопросы, которых полно вокруг каждого из нас. Человеку сложно жить в неопределённости и текучести реального мира, поэтому каждый выдумывает для себя свой вариант однозначности. И этот выдуманный мир не так уж иллюзорен — ведь он влияет на ежесекундные выборы человека в мире реальном. В том числе, на совершаемые им покупки.

Какова самая большая трудность маркетинга сегодня? Вам нужно продать нечто человеку, у которого кроме вашего продукта есть ещё миллион других потребностей, и теперь он должен выбрать, от какой из старых потребностей отказаться ради вашего продукта. И дело не только в ограниченности денег, деньги это ведь по-большому счёту не проблема, можно и кредит взять, если очень нужно, или найти подработку… Проблема в естественном пределе потребления. Если вы съедите 200 грамм сыра, вряд ли вам после этого захочется съесть ещё три порции мороженного. И самое главное ограничение — это время. Если вы покупаете машину ради удовольствия, вам понадобится время для автопрогулок, а это значит, что вы уже не сможете делать что-то, чем занимались ранее. Вам придётся отказываться от чего-то.

Иерархия приоритетов — что важнее, а что менее важно, строится на ценностях. Именно ценности были мишенью маркетологов и рекламистов в последние десятилетия. Но этот поезд ушёл. Ниша занята под завязку. Неужели теперь только застой? Что делать тем, кому не сидится на месте и хочется продавать, продавать, продавать? Только одно — ломать основу ценностей — верования человека. Слишком заумно? Сложно уловить практическую суть этих слов? На самом деле всё очень просто — вот наглядных пример. Какую бы вкусную свинину вы не продавали, вы никогда в жизни не придумаете рекламную кампанию, которая бы заставила покупать эту свинину мусульманина или вегетарианца. Вы не сможете успешно продавать деревянные гробы, если в вашей местности принято сжигать покойников, оборачивая их в саван.

Ньою Эйдж (частью которого являются и обширные культуры, исповедующие вегетарианство) — воспитывает совершенно нового потребителя. Для него ваше Ламборджини — не то что не является ценностью, но наоборот — символ порабощения и всей мерзости, которую только можно себе вообразить.

Посмотрите вокруг. Вот два примера людей, ударивших по метафизике — Михаил Задорнов и Сергей Кургинян. Сам процесс создания новой метафизики — очень длительный. Но человек, внедрённый в иную систему ценностей, становится закрыт для потребления традиционных продуктов, продать бутылку кока-колы последователю Задорнова или Кургиняна через пять лет станет так же сложно, как сегодня свиной стейк правоверному иудею.

И это огромный простор для творчества, а значит, сфера разработки новых метафизик (имеющих задачу подрыв сложившихся ценностей) привлечёт огромное число творческих людей, готовых воодушевлённо заниматься этой работой.

Создание альтернативной метафизики — по сути сегодня это самый эффективный способ вести конкурентную борьбу в сфере маркетинга. Да, это ресурсоемкий, дорогостоящий метод ведения борьбы. Если сравнивать с реальным военным оружием, то по мощности и силе воздействия тут для сравнения подойдёт разве только термоядерное оружие. Но есть и плюс — метафизика нацеливается не на какой-то один товар или группу товаров — но на всю потребительскую корзину личности. Какую еду потребляет человек (соевое молоко, кока-колу, или домашний квас), как он проводит досуг, что считает для себя предметами роскоши и за что готов пойти на жертвы, а на что не потратится, даже если у него будет очень, очень много свободных денег.

Источник: HN Studio

Оставьте коммент.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *